Трус, Балбес, Бывалый – живые образы советской эпохи

Трус, Балбес, Бывалый – живые образы советской эпохи

Леонид Гайдай очень любил Иркутск. Это был его родной город. Он приезжал сюда отдыхать, набираться сил, бродить по улицам в поисках новых идей. Когда его первый фильм «Жених» запретили, он тоже приехал в Иркутск. В один из дней зачем-то полез на чердак, где отец хранил старые юмористические журналы. Перелистывая пожелтевшие страницы, Гайдай наткнулся на один стихотворный фельетон, образы героев которого показались ему интересными, но не завершенными. Гайдай решил дать героям имена и наделить их более яркими характерами – так на свет появилась идея снять фильм о трех браконьерах и честном псе, так зародились любимые всеми комические персонажи Трус, Балбес и Бывалый. Как говорится, нет худа без добра.
27 декабря 1960 года в 17:30 худсовет «Мосфильма» утвердил Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова на главные роли в короткометражном фильме Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Трус, Балбес и Бывалый родились.
На протяжении всех фильмов они будут вести полулегальную деятельность – заниматься частной торговлей, учить танцевать твист, совершать мелкие преступления, каждый раз будут попадать в милицию и каждый раз оказываться на свободе.

***
Первый фильм известной троицы снимался практически без проб и репетиций. Картина, в которой не было произнесено ни одного слова, а весь сюжет строился на забавных трюках и комических ситуациях, принесла успех не только Гайдаю, сделав его самым востребованным комедийным режиссером того времени, но и всей троице и даже псу. Картина «Пёс Барбос и необычный кросс», снятая в 1961 году, стала отправной точкой в художественной жизни трех советских жуликов, не лишенных мужского и человеческого обаяния.
Гайдай снова обратился к своим персонажам в том же 1961. На экраны вышла вторая короткометражка «Самогонщики». Идею для нового фильма подбросил Гайдаю сам Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке Никулин вместе со своим напарником Шуйдиным исполнял клоунский номер под таким же названием. Идея режиссеру понравилась, и он принялся за написание сценария. «Самогонщики» имели не меньший успех, чем «Пес Барбос», картина номинировалась на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, а о смешной троице стали говорить, как о культовом символе советского кинематографа.
В 1965 году зрители вновь увидели Труса, Балбеса и Бывалого в комедии Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Как и в предыдущих двух фильмах, преступным планам троицы сбыться было не суждено (в первых картинах Трус, Балбес и Бывалый пытаются заниматься браконьерством и самогоноварением, но в этом им противостоит честный пёс Барбос). В «Операции Ы» мелких преступников, усыпленных своим же хлороформом, передают в руки правосудию – советской милиции.
Новая комедия Гайдая стала лидером проката в СССР и получила главный приз – «Серебряного дракона Вавеля» – на фестивале в Кракове за новеллу «Наваждение».
В том же 1965 Никулина, Вицина и Моргунова приглашает к себе на съемки Эльдар Рязанов. В картине «Дайте жалобную книгу», описывающей историю встречи журналиста Юрия Никитина и Татьяны Александровны, директора ресторана, в который он зашел с друзьями пообедать. Трус, Балбес и Бывалый появляются на экране всего на несколько минут, но и за это короткое время успевают стать участниками ресторанной драки и побывать в роли продавцов магазина верхней одежды.
В фильме «Сказки русского леса», представленном широкому зрителю в 1966 году, Трусу, Балбесу и Бывалому достались роли браконьеров. Музыкальный фильм повествует о том, как самые известные актеры советского кино и эстрады в новогоднюю ночь самым «чудесным» образом оказываются в лесу, где на них объявлена охота.
1967 год запомнился советским зрителям выходом на экраны «Кавказской пленницы». Новая комедия Гайдая, естественно, не смогла обойтись без полюбившихся всему СССР персонажей. Трус, Балбес и Бывалый соглашаются помочь за умеренную плату товарищу Саахову и Джабраилу и крадут племянницу последнего Нину. В конце картины всю шайку судят. Кстати, это единственный фильм, где зрители могут увидеть суд над троицей.
«Кавказская пленница» стала последним фильмом Леонида Гайдая с участием великолепной троицы.
Трус, Балбес и Бывалый появятся еще в двух фильмах – картине Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка», снятой в 1968 году, и в фильме 1980 года «Комедия давно минувших дней», режиссером которого был Юрий Кушнерев.
У Евгения Карелова Трус, Балбес и Бывалый исполняют эпизодические роли: они похищают деньги у инкассатора Анисова. В «Комедии давно минувших дней» Трус и Бывалый пытаются найти клад, о котором им рассказала одна старушка, не подозревая, что за сокровищами уже охотятся Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Этот фильм стал единственным, в котором Трус и Бывалый появляются без Балбеса. Юрий Никулин наотрез отказался от съемок, считая созданный некогда тремя актерами образ жуликоватой троицы уже давно замыленным.
Не обойдет стороной Вицина, Моргунова и Никулина и мультипликация. Известные персонажи в виде группы разбойников под руководством Атаманши появятся в мультфильмах «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские». И даже рекламный мир посчитает обязательным использовать созданные актерами образы Балбеса, Бывалого и Труса в качестве привлекающего к рекламируемому продукту маневра. В ролике пива «Белый медведь» троица под песню про медведей из кинокартины «Кавказская пленница» дружно кидает в воду бутылки из-под только что выпитого пива. Впоследствии этот ролик был запрещен к показу.

***
Успех Труса, Балбеса и Бывалого был предопределен. И не только потому, что Вицин, Никулин и Моргунов были прекрасными актерами, не только потому, что Гайдай был замечательным режиссером. Просто Трус, Балбес и Бывалый уже жили где-то глубоко в своих создателях, актерам оставалось лишь вытащить их наружу.
Так называемые перевертыши, Трус, Балбес и Бывалый олицетворяли собой мужество и стойкость, здравый смысл и честную незащищенность. Такими были и Вицин, и Никулин, и Моргунов.
Юрия Никулина – клоуна, шута, циркача – любили все, с ним советовались, к нему прислушивались, его приглашали доверенным лицом на выборы Борис Ельцин и Юрий Лужков. Но это совершенно не мешало ему, проходя по улице, отбиваться от настойчивых предложений толпы «Давай выпьем» фразами типа «Не, ребята, я только что завязал» и «Нет, не могу, жена заначку всю забрала». Толпа понимающе кивала и принимала Никулина за того Балбеса, которого она видела на экранах, а он просто шутил и радовался жизни.
Георгий Вицин, подобно своему персонажу, и в жизни был мягким, чутким безобидным человеком. У него не было ни машины, ни дачи, он переехал в свою собственную квартиру лишь в пятьдесят лет, до этого жил в коммуналке. Он никогда и ничего ни у кого не просил, жил незаметно, насколько это позволяла ему его актерская слава.
Когда любимый пес, которого он подобрал на улице, засыпал у него на ногах, он даже не подходил к телефону – не хотел будить животное, а если собака успевала занять диван раньше своего хозяина, Вицин стелил себе на полу.
Он был добродушным и честным как ребенок, и этим часто пользовались администраторы концертов.
О том, что Евгений Моргунов – бывалый, можно судить по его поступкам, которые он начал совершать еще в юности.
А началось все с письма Сталину следующего содержания: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме». Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко». Жене тогда было шестнадцать лет.
Трудно представить, что испытал директор завода, на котором работал Моргунов, когда в 1943 году ему пришла бумага от самого Сталина: «Рекомендовать товарища Моргунова в искусство!». Евгения Моргунова определили в театр Таирова, а потом его взял к себе на курс во ВГИК Сергей Герасимов.
Евгений Моргунов обожал всевозможные розыгрыши и хохмы. Он мог подойти к прохожему на улице и, показав ему красную «корочку», попросить пройти вместе с ним. Будучи на Дальнем Востоке и получив в подарок большую красную рыбу, он сказал, что не может принять такой дорогой подарок, зная, что ни у Вицина, ни у Никулина такой рыбы нет. Домой он приехал с тремя красными рыбами.
Имея достаточно грубый вид, Евгений Моргунов был высоко эрудированным человеком, он многое знал и прекрасно играл на фортепьяно классику.

***
К сожалению, в жизни актеры не смогли сблизиться настолько, насколько это смогли сделать их киношные образы. Во время работы над фильмами возникали ссоры, недовольства. Никулин занимался цирком, Моргунов хотел продолжения киноэпопеи знаменитой троицы, а Вицин философски смотрел на это со стороны. Вскоре последовала ссора Моргунова с Гайдаем, с Никулиным. Троица распалась.
Но мы до сих пор с удовольствием пересматриваем картины с участием Труса, Балбеса и Бывалого. И даже наши дети, родившиеся совершенно в другую эпоху, никогда ни с кем другим не спутают сентиментального нервного ипохондрика с высоким голосом и постоянным кутанием в теплые вещи, реалистично-оптимистичного любителя выпить с красным носом и вязаной шапкой с козырьком и сильного, уверенного в себе мужчину – лидера – с абсолютно лысой головой.

Ася Колонистова

Rambler's Top100

продажа лицензинонных dvd дисков, фильмов